» Управление капиталом
на правах рекламы

Управление капиталом

Управление капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников, а также обеспечением эффективного его использования в различных видах хозяйственной деятельности предприятия.
Управление капиталом предприятия направлено на решение следующих основных задач:


  1. Формирование достаточного объема капитала, обеспечивающего необходимые темпы экономического развития предприятия.

  2. Оптимизация распределения сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования.

  3. Обеспечение условий достижения максимальной доходности капитала при предусматриваемом уровне финансового риска.

  4. Обеспечение минимизации финансового риска, связанного с использованием капитала, при предусматриваемом уровне его доходности.

  5. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.

  6. Обеспечение достаточного уровня финансового контроля над предприятием со стороны его учредителей.

  7. Обеспечение достаточной финансовой гибкости предприятия.

  8. Оптимизация оборота капитала.

  9. Обеспечение своевременного реинвестирования капитала.


Управление структурой капитала

В процессе финансового управления капиталом оптимизация его структуры является одной из наиболее важных и сложных задач.

Оптимальная структура капитала представляет собой такое соотношение использования собственных и заемных средств, при котором обеспечивается наиболее эффективная пропорциональность между коэффициентом финансовой рентабельности и коэффициентом финансовой устойчивости предприятия, т.е. максимизируется его рыночная стоимость.

Одним из механизмов оптимизации структуры капитала предприятия является финансовый леверидж (финансовый рычаг).

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала, иными словами позволяет получить дополнительную прибыль на собственный капитал.
Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа (эффектом финансового рычага).

Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.


Кредиторская задолженность, как правило, привлекается для решения краткосрочных задач (приобретение партии сырья ради дальнейшего увеличения производства), а для решения стратегических задач типа технического обновления производства предприятие обращается в банк за кредитом. Поэтому при решении вопросов, связанных с получением кредитов на тех или иных условиях с помощью формулы уровня эффекта финансового рычага, надо исключать кредиторскую задолженность из всех вычислений.


Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит (включающий не только его прямую ставку, но и другие удельные расходы по его привлечению, страхованию и обслуживанию), т.е. если дифференциал финансового левериджа является положительной величиной. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.


В связи с высокой динамичностью этого показателя он требует постоянного мониторинга в процессе управления эффектом финансового левериджа. Этот динамизм обусловлен действием ряда факторов:


  1. Ухудшение конъюнктуры финансового рынка, может привести к возрастанию стоимости заемных средств, которая превысит уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия.

  2. Кроме того, снижение финансовой устойчивости предприятия в процессе повышения доли используемого заемного капитала приводит к увеличению риска его банкротства, что вынуждает кредиторов увеличивать уровень ставки процента за кредит с учетом включения в нее премии за дополнительный финансовый риск.

  3. В период ухудшения конъюнктуры товарного рынка сокращается объем реализации продукции, а соответственно и размер валовой прибыли предприятия от операционной деятельности. В этих условиях отрицательная величина дифференциала финансового левериджа может формироваться даже при неизменных ставках процента за кредит за счет снижения коэффициента валовой рентабельности активов.

Формирование отрицательного значения дифференциала финансового левериджа по любой из вышеперечисленных причин всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала.В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.


SALEX Investment Partnership
Бухгалтерский учет, Управление капиталом
Минимизация налогов, Рассчет заработной платы

Яндекс.Метрика